VIP tours

В России подходит к завершению круизный сезон. Заключительный рейс состоится 9 ноября, после чего на реке наступит тишина и покой до мая следующего года. В межнавигационный период суда будут готовить к новым рейсам, а судоходные компании и операторы подводить итоги прошедшего сезона и готовиться к новому. Впрочем, большая часть компаний уже завершила навигацию и прокомментировала «Туринфо», как итоги навигации 2013 года и круизные перспективы на будущий год.

В России подходит к завершению круизный сезон. Заключительный рейс состоится 9 ноября, после чего на реке наступит тишина и покой до мая следующего года. В межнавигационный период суда будут готовить к новым рейсам, а судоходные компании и операторы подводить итоги прошедшего сезона и готовиться к новому. Впрочем, большая часть компаний уже завершила навигацию и прокомментировала «Туринфо», как итоги навигации 2013 года и круизные перспективы на будущий год.

ОЦЕНКА СЕЗОНА: УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО

Большинство операторов оценили прошедший сезон как приемлемый, отмечая, что продажи были выше, чем в навигацию 2012 года, не говоря уже о 2011-м. В начале сезона большинство из операторов прогнозировали, что ожидается рост продаж и улучшении ситуации на рынке и их ожидания частично сбылись. Общая оценка сезона со стороны крупнейших игроков отрасли — удовлетворительно.

«Рынок еще не встал на ноги окончательно и определенные проблемы круизные компании еще испытывают, но наблюдается положительная динамика», — пояснил Александр Соснин из компании «Инфофлот».

«Мы довольны динамикой продаж и загрузкой наших судов. По отдельным судам загрузка была выше, чем в прошлый год», — заявила Светлана Гончарова из «Мостурфлота».

«В 2013 году мы наблюдаем восстановление спроса после действительно провального для всех российских операторов речных круизов 2012 года, когда индустрия оказалась под влиянием одновременно последствий прошлогодней трагедии и затянувшегося экономического кризиса. Однако на докризисный уровень мы все еще не вышли. Завершающийся навигационный сезон 2013 мы оцениваем как удовлетворительный», — комментирует вопрос об итогах навигации Андрей Смолин из «Водохода».

Впрочем, представители небольших компаний, оперировавших одним-двумя судами, считают, что все не так и плохо.

«С нашей точки зрения, навигация 2013 года прошла вполне успешно. Я, правда, рассматриваю только ту нишу, которою занимаем мы. Все, задуманное нами, было реализовано», — заявил Михаил Сизин из компании «Белый лебедь» (теплоход «Михаил Танич»).

«Ситуация действительно улучшилась после «Булгарии», в этом году спрос только рос и загрузка нашего теплохода красноречиво говорит об этом. Мы навигацией довольны», — заявила Виолета Дубинина из самарской компании «Росвояж» (теплоход «Алексей Толстой»).

В пермской компании «Охотник» (теплоходы «Ф.Гладков» и «Н.В.Гоголь») отметили, что на пермском рынке в 2013 году ситуация с круизными компаниями была стабильная, все успешно работали, что наилучшем образом говорит об итогах сезона. «Мы считаем, что круизный сезон был положительным», — заявил директор компании Рафис Валеев.

Впрочем, есть и другие мнения. Достаточно пессимистично оценивают сезон и в компании «Речфлот» (теплоход «Григорий Пирогов»). «Уходящая навигация была не самой лучшей, и причин для этого было много. Подвела погода и плохая работа небольших компаний-операторов», — заявил Сергей Мамонов.

Не лучшим образом прошла навигация и для столичной компании «Цезарь тревэл», в составе флота которой три судна. Уже в начале августа теплоход «Илья Муромец» досрочно завершил работу. А название теплохода «Цезарь» фигурировало в новостях в связи с его проверкой прокуратурой. В самой компании ситуацию комментировать отказались.

УЙТИ И НЕ ВЕРНУТЬСЯ

А «Русской пароходной компании на паях» прошедший сезон назвали неудачным. «У нас работал только один теплоход («Петр Первый»), другое судно («Прикамье») в эту навигацию не выходило», — заявили «Туринфо» в компании. Также стало известно, что после этой навигации «РПК» уходит с рынка речных круизов и сосредоточит свою деятельность на прогулочном флоте. Как пояснили в компании, причины этого решения касаются финансовой стороны эксплуатации судов. «Работать стало не выгодно», — заявили в «РПК».

Стоит отметить, что и теплоход «Петр Первый» будет исключен из работы на круизном рынке, и ближайшее десять лет судно будет эксплуатироваться, как гостиница в Череповце.

Кроме «Русской пароходной компании» прошедший круизный сезон оказался последним и для ряда других судовладельцев. Одним из них стала компания «Альба-тур», работавшая на рынке еще с 90-х годов и управлявшая теплоходом «Бородино» с 1999 года. В следующую навигацию теплоход будет работать от компании «Белый лебедь», а сама «Альба-тур» уже закрыта.

Отдельно можно отметить и ситуацию, сложившуюся с теплоходом «Шлиссельбург». Большая часть рейсов судна не состоялась, а туристы остались и без отдыха и без денег, которые владелица теплохода, хотя и обещала выплатить до сентября, но так этого и не сделала. В итоге следующую навигацию судно также сменит владельца, а возможно и запятнанное в скандалах название.

Читайте также  Россия делает ставку на развитие туризма, чтобы поддержать свою экономику

«Основная проблема прошедшего сезона – безответственность в работе ряда некрупных туроператоров и судовладельцев. Многие из них не выполняли обязательства перед контрагентами, но это – лишь половина беды. Самое страшное событие произошло в Москве, и оно еще даст о себе знать: это отмена ряда рейсов и невозврат туристам денег выкупленные путевки», — комментирует эту ситуацию Андрей Смолин из «Водохода».

«Ситуация со «Шлиссельбургом» нанесла ощутимый удар по всей отрасли. Все это не самым лучшим образом отразилось на продажах и возможности привлечения туристов, а также работе небольших компаний», — говорит Сергей Мамонов из «Речфлота».

И О ХОРОШЕМ

Впрочем, кроме отрицательных моментов были в минувшей навигации и положительные. Так, в этом году был введен в работу теплоход «Русь Великая». Это трехпалубное судно проекта 588, построенное в 1960 году под названием «Генерал Н.Ф. Ватутин» и полностью перестроенный в 2011-2013 годах в Перми. Теплоходу повысили класс регистра, благодаря чему он совершил несколько прямых рейсов на Соловецкие острова. «Это несомненно, существенный шаг и удар по монополии теплоходов 646 проекта на маршруте до Соловков», — комментирует Сергей Мамонов из «Речфлота».

Кроме того, в прошедшую навигацию впервые в истории состоялся круиз по реке Вятке. В мае 2013 года теплоход «Василий Чапаев» компании «Инфофлот» совершил круиз по этой реке, куда прежде круизные суда не заходили. В будущем сезоне такой рейс будет повторен, его маршрут увеличен и, возможно, такие рейсы станут регулярными, но с учетом особенности реки.

«Открытию для круизов новой реки можно только порадоваться. Она будет пользоваться популярностью у туристов. Особо показательно то, что некоторые компании, не затратив для этого ничего, уже планируют туда рейсы, как само собой разумеющееся», — продолжает Сергей Мамонов.

А в середине октября состоялось открытие первого причала в подмосковном городе на Волге, где прежде круизные суда не останавливались. 22 октября в Дубне была открыта пристань и был совершен первый судозаход – теплоход «Александр Грин» от компании «Мостурфлот». В следующем году останавливаться круизные суда в Дубне будут уже постоянно, несколько компаний уже заявили о том, что включат стоянку в расписания своих рейсов.

Отдельно можно отметить и успешную работу нового игрока на рынке – компании «Белый лебедь». Это компания была образована в этом году на базе закрывшейся компании «Агидель-круиз» и без проблем отработала всю навигацию с теплоходом «Михаил Танич». В следующем году флот компании пополнится новым судном – теплоходом «Бородино», прежде работавшим от компании «Альба-тур».

ГЛАВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТРАСЛИ

Главная проблема, которая сейчас стоит перед всеми участниками рынка – это финансовый вопрос. Из года в год цены на все составляющие круиза растут непропорционально росту цен на путевки. Растут зарплаты, топливо, продукты. Растет цена на судоремонт. При этом цены для туристов повышать также, как происходит рост на его составляющие для компаний, сложно. Поэтому рентабельность речных круизов сейчас невысокая, говорит Александр Соснин из «Инфофлота».

«Цена для туристов на круизы будут только расти. Снижать их у компаний возможности нет, они не занимаются благотворительностью. Те же, кто решил демпинговать в свое время, об этом после пожалели, ни к чему хорошему для этих компаний это не привело», — говорит Светлана Гончарова из «Мостурфлота».

«Проблема демпинга продолжает быть актуальной, поэтому поддержание грамотной ценовой политики — задача непростая. В связи с падением спроса прошлого сезона у многих компаний возникает желание привлечь как можно больше клиентов за счет различного рода сиюминутных «горящих» предложений, а это, как мы неоднократно повторяли, путь в никуда. Такая ценовая политика губительная для рынка: может показаться, что привлечение клиентов за счет низких цен поможет одномоментно спасти «провальный» рейс, но подобные шаги приводят к таким нежелательным последствиям как общее падение спроса на турпродукт, рост недоверия клиента к ценам и турфирмам, невозможность работать по схеме раннего бронирования», — говорит Андрей Смолин из «Водохода».

Читайте также  Как казахстанка помогает туристам, путешествующим своим ходом

Впрочем, есть и другое мнение. «Главная проблема – это не высокая цена турпродукта, а низкая покупательская способность россиян», — добавляет Михаил Сизин из компании «Белый лебедь».

«Цена на речные круизы в России самые дешевые в мире, но при этом по качеству услуг и разнообразию маршрутов превосходят круизы в других странах», — уверен Александр Соснин из «Инфофлота».

Другая проблема, которая стоит перед компаниями, это нехватка новых судов, отвечающих современным понятиям по комфортабельности. «Запросы туристов растут. Люди привыкли к комфорту и отдыхать хотят в хороших условиях. Но новых судов нет, приходится работать с тем, что есть и проводить ежегодные модернизации. А с каждым годом это становится все дороже», — поясняет Виолета Дубинина из «Росвояжа».

Кроме нехватки комфортабельных и новых судов есть дефицит и в кадрах. «В отрасли наблюдается нехватка квалифицированных кадров среди не только командного, но и даже рядового состава. Мы этот вопрос решаем, но на всех специалистов не хватает», — говорит Александр Соснин из «Инфофлота».

Отдельно операторы отмечают очередное ужесточение требований к безопасности судоходства со стороны речного регистра. Требования повышаются каждый год, хотя итак компании делают все что предписано. Это, конечно же, важно, но сильно мешает работе, сетуют в компаниях.

Есть претензии у компаний и к СМИ, которые раздувают любые мелочи и скандалы до грандиозных масштабов, чем сильно вредят отрасли. «Негативно сказались на имидже рынка речных круизов скандалы, разразившиеся в 2013 году. В СМИ широко освещались данные истории: невыход теплоходов в эксплуатацию, срывы расписания. Мы вынуждены констатировать, что мы четко прослеживаем зависимость спроса на наш собственный продукт от подобных событий. Они подрывают доверие клиентов к организатору отдыха, будь то туроператор или турагент, а значит и ко всему круизному рынку в целом», — говорит Андрей Смолин из «Водохода».

КАК ЗАВЛЕЧЬ ТУРИСТА

Логичным вопросом, возникающим после предыдущей части, станет то, каким образом, при постоянно растущих ценах на турпродукт компании удерживают туристов и привлекают новых. Тут вариантов несколько. Какие-то компании делают упор на повышении уровня обслуживания на борту теплохода, другие усиливают развлекательную и экскурсионные программы.

Например, на теплоходе «Михаил Булгаков» компании «Мостурфлот», в этом году, впервые на круизном рынке, были проведен эксперимент по замене штатных бортпроводников специально обученными сотрудниками клининговой компании, работавших раньше в отелях. «Итоги их работы признаны отличными, в будущем, возможно, мы перейдем на такую систему и на других судах», — прокомментировала это заместитель гендиректора компании Светлана Гончарова. Кроме того, для пассажиров выбравших каюты повышенной категории и класса «люкс» были введены дополнительные бонусы в ресторанном обслуживании, отличном от туристов купивших стандартные путевки. «Люди, заплатившие больше, имеют право получать больше услуг и сервиса», — заявила Гончарова.

А в «Водоходе» отмечают, что в эту навигацию 13 судов компании впервые работали в режиме пансионатов: их клиенты смогли извлечь максимум пользы для здоровья из своего отдыха.

«Мы сделали упор на качественное улучшение внутренних помещений судна и комфортабельности кают», — рассказывает Виолета Дубинина из «Росвояжа». «Туристам сейчас есть с чем сравнивать, уровень их ожидания и требований гораздо выше, чем 3-4 года назад. Поэтому простым оборудованием кают санузлами уже не ограничиться. Нужны и кондиционеры, и душевые кабины, не говоря уже о телевизорах и холодильниках», — продолжает она.

В компании «Речфлот» отметили, что хорошим шагом по привлечению новых туристов стало решение ввести новые стоянки на хорошо известных маршрутах. «Наша компания в этом году возобновила судозаходы в города Пучеж и Васильсурск», — говорит Сергей Мамонов.

В компании «Инфофлот» отметили, что уже несколько лет туристам предлагается не только стандартный набор экскурсий, но и расширенный выбор дополнительных маршрутов и программ, специально для тех, кто уже все видел. Каждый год что-то меняется, открываются новые музеи и маршруты, поэтому туристам всегда есть что выбрать, добавили в компании.

Читайте также  Азербайджан может на треть увеличить число туристов

Кроме того, отдельным пунктом идет программа развлечений на борту. И это если раньше уделом этого была творческая самодеятельность, под девизом «развлеки себя сам», то теперь на многих судах работают профессиональные творческие группы, представляющие программы, как развлекательного поп-жанра, так и классической музыки и даже театральные постановки.

НАВИГАЦИЯ-2014

Продажи путевок на навигацию 2014 года начались у некоторых компаний еще в августе, у других в сентябре, а некоторых еще не начинались. Естественно, говорить о каких-либо тенденциях и показателях еще рано, но многие участники рынка уверены, что в следующем году рост продаж продолжиться, даже, несмотря на низкую платежеспособность населения на фоне постоянно растущих цен.

Единственное, в чем точно уверены компании – это в новом повышении цен на круизы, которое уже прошло этой осенью и еще будет перед началом сезона. «Отрасль ожидает неизбежное удорожание круизов из-за повышения цен на топливо и судоремонт, а также рост расходов на все нововведения от государственных структур, которые требуют значительных финансовых вливаний. Все это не самым лучшим образом скажется на загрузке», — считает Сергей Мамонов из «Речфлота».

Из глобальных нововведений пока можно отметить следующее. Компания «Инфофлот» продолжит освоение Вятки и удлинит маршрут круиза по ней до города Котельнич. А на теплоходе компании «Юрий Никулин» будет внедрена гибкая система ценообразования. Туристы смогут купить круиз на нем без включенных в стоимость путевки питания, а также без экскурсий. «Оплатить их они смогут на борту. Все это направлено на повышение доступности цены круиза для туристов», — говорит Александр Соснин из «Инфофлота».

Кроме того, в будущем году на круизный рынок выходит новая компания «Вояж», которая будет работать от Перми с теплоходом «Анатолий Папанов». Отметим, что в прошедшую навигацию судно не эксплуатировалось. На сайте компании уже представлена программа рейсов.

А другая пермская компания «Охотник» планируется запустить в эксплуатацию трехпалубный теплоход «Урал» (экс «Урал», «Инженер Пташников» и «Тарас Бульба»). «Мы вернем судну его первоначальное название и введем его в работу, после нескольких лет простоя. Планируется большой объем работ для увеличения прочности корпуса и надстройки, замена двигателей и конечно внутренней обстановки. На судне появятся VIP каюты площадью 152 кв.м. Все идеи двадцатилетней организации речных круизов будут воплощены на теплоходе «Урал», — заявил директор компании Рафис Валеев.

Каких-либо кардинальных изменений участники рынка не прогнозируют. «Если какие-то игроки и уйдут с рынка, то это будут небольшие компании. Ключевые стабильные компании, которые на слуху у всех, останутся», — говорит Андрей Смолин из «Водохода».

«Не хочется оказаться пророком, но скорее всего в прошлое уйдут некоторые компании «лоу-костеры», — продолжает Сергей Мамонов из «Речфлота».

«Я думаю, что все останется без видимых изменений. Если что-то, где-то произойдет, то на рынок речных круизов, это существенных изменений не окажет», — считает Михаил Сизин.

«Прогноз на следующую навигацию у меня не самый оптимистичный. Да, спрос на внутреннем и въездном рынке немного подрос, однако до докризисного уровня ему пока далеко. Да и платежеспособность населения явно не на пике. Аналогичное верно в отношении иностранных туристов: в последние годы они гораздо более серьезно и вдумчиво подходят к планам на отпуск, стараются подобрать оптимальное предложение по соотношению цена/качество; к сожалению, по целому ряду причин круиз по России – не самое дешевое удовольствие. Мы постарались максимально взвешенно подойти к формированию расписания на будущий год и ограничить объем предложения для того, чтобы не «размывать» загрузку. Искренне надеемся, что наши коллеги по отрасли последуют этому примеру и не станут бездумно вводить в эксплуатацию весь имеющийся в наличии круизный флот», — заявляет Андрей Смолин из «Водохода».

Михаил Архипов